Стекло - один из самых капризных материалов. Несмотря на отлаженную технологию запекания, выверенные температурные программы, время от времени стекло в печи ведёт себя, как бы помягче сказать, нестандартно. И по закону подлости это происходит в самый ответственный момент: когда торопишься с очень важным и дорогостоящим заказом.
Время от времени, вместо красивого и сверкающего изделия, из остывшей печи мастера достают мутное, всё в разводах и крапинках нечто.
Среди мастеров-стеклоделов прошлого века это явление называлось "рак стекла", иногда "зарухание", по научному же - девитрификация или сокращённо "девит".
Выглядит это неприглядное явление как на фото ниже.
Девит возникает в процессе остывания стекла при прохождении им температуры в 570 градусов. В результате на гладкой поверхности стекла возникает белёсый налёт, мелкие трещины и морщины. Если посмотреть на такое "заболевшее" стекло в микроскоп, то вместо аморфной структуры можно наблюдать некое подобие кристаллической решётки.
По мнению учёных, девитрификации способствует попадание на поверхность стекла мелких частичек краски, разделителя, пыли, частичек минеральной ваты и прочего мусора. В месте соприкосновения этих частичек и нагретого до 570 градусов стекла создаются очаги напряжения или "точки зарождения" кристаллов, из которых белая муть и трещины распространяются уже на всё изделие.
Очень обидно, когда в изделие вложено несколько дней работы, дорогие материалы, 16 часов ожидания и на выходе перед тобой лежит "заболевшее изделие".
Некоторые исследователи считают, что причиной болезни стекла является слишком долгое остывание стекла на пороговой температуре. Однако, на самом деле это не причина, а следствие, настоящей же причиной является...
этого не знает никто.
До сих пор ни один учёный не смог ответить, что вызывает рост кристаллов в аморфном веществе. Или же оно обладает кристаллической структурой изначально, а "рак стекла" всего лишь выпадение этой структуры на поверхность.
В начале Первой мировой войны немцы захватили небольшой французский город - Баккара, который славился своим хрусталём. Считалось, что по своей чистоте и прозрачности он превосходит хвалёный богемский хрусталь. На фабрике в это время варилась очередная партия стекла, которую готовили к осветлению и превращению в хрусталь.
Получилось так, что немцы продержались в городе всего лишь 20 дней. Затушить печь у них не поднялась рука, а самостоятельно заняться изготовлением хрусталя не хватило умений. Был вызван мастер, но он не успел приехать - город отбили обратно.
Каково же было удивление французских мастеров, которые вместо красивого и прозрачного хрусталя получили на выходе из печи несколько тонн матового стекла. И что бы они не делали - вернуть его к прежнему виду так и не смогли.
Кстати, несколько лет спустя, повторить этот опыт так и не смогли: стекло держали нагретым от недели до нескольких месяцев и оно осталось идеально прозрачным.
Почему оно не захотело снова помутнеть - загадка!
В XIX веке один из владельцев хрустального завода, которого слишком часто донимал "девит", пообещал награду учёному, который сможет дать точный совет, как избежать этой напасти. Нашими деньгами это примерно 1 млн с хвостиком.
Никому не удалось этого сделать: пробовали менять составы, добавляли окислы и соли металлов, кислоты, чаще всего получалось только хуже.
Хозяин фабрики так и скончался не узнав тайны стекла. Сегодня опытные мастера-стеклоделы стремятся как можно быстрее проскочить злосчастную цифру в 570 градусов, вызывающую зарождение кристаллов. Плюс используют дополнительную химию: смазывают поверхность специальными спреями или глазурями, перед спеканием стекла тщательно очищают поверхность от пыли. Но и эти меры не являются гарантией от "девита".
Если же расстекловывание произошло, не стоит опускать руки. В некоторых случаях можно использовать глазурь и запечь изделие заново (но помогает это не всегда). Можно сошлифовать испорченный слой на пескоструйном аппарате, покрыть его глазурью и снова запечь (однако такое изделие иногда лопается прямо в печи).
Источник