Человек — ужасно хитрое существо, он сбежит из любой тюрьмы, бежали ведь из Освенцима и Алькатраса. Но ведь и тюрьмы строит тоже человек — столь же изворотливый и подчас доходящий в своих решениях до безумия. Одной из попыток создать идеальное место заключения были вращающиеся тюрьмы — страннейшие сооружения, в которых заключенные проводили свою отсидку на гигантской карусели.
Однако, сами понимаете, карусель была не особо веселая, а еще на ней постоянно приходилось ампутировать кому-то руки.
Проект назывался «Паноптикум». Здание представляло собой своеобразную арену, только наоборот. Заключенные сидели в камерах, расположенных по краю круга, а охранник — в центре. Все арестанты были видны для него, а вот он им — нет. Это должно было создать постоянное ощущение контроля, заключенным казалось, что за ними всегда наблюдают (даже если тюремщик уснул или пошел пить кофе).
В одной из таких тюрем, кубинской Пресидио Модело, с 1953 по 1955 годы сидел Фидель Кастро.
Вращающиеся тюрьмы — Паноптикум наоборот
Окей, с Паноптикумом понятно, реально работающая, хоть и зловеще-тоталитарная идея. Но в 1881 году американский изобретатель Уильям Браун придумал нечто обратное — вращающиеся тюрьмы. В основе также был цилиндр, только заключенные сидели внутри круга, а тюремщики — снаружи. В центре располагалась ось, вокруг которой треугольные камеры (представьте себе пирог, разрезанный на 8 кусков) вращались с помощью специального механизма. В общем, это была такая карусель, но кружилась она не постоянно, а лишь периодически.
Еще здесь все было очень плохо с вентиляцией — окна арестантам открыть было проблематично. Самое же худшее во всей системе — если бы начался пожар, все заключенные, скорее всего, погибли бы. Выход-то был один на всех, и чтобы выпустить каждого, нужно было полностью «прокрутить» всю тюрьму, словно барабан револьвера.
На данный момент осталось всего 3 здания (остальные уже снесены). Все работают как музеи: в округе Монтгомери, в Галлатене и Крофордсвилле, причем последняя до сих пор способна вращаться, механизмы на удивление хорошо сохранились, хотя последнего заключенного оттуда выпустили в 1973.