Эксперт по IT-безопасности Игорь Ашманов дал интервью журналистам издания «Аргументы и факты». В нем специалист ответил на вопросы, интересующие тысячи людей, например, правда ли, что техника следит за нами, нужно ли отключать телефон, когда им не пользуешься, и как защитить себя от постороннего наблюдения?Ответы на эти и многие другие вопросы вы можете увидеть ниже.
Конечно же, большинство из вас хоть раз задавались вопросом: правда ли, что при помощи интернета и мобильной связи можно следить за человеком? Игорь Ашманов эту информацию подтвердил. По словам эксперта, наши телефоны следят за нами в режиме «нон-стоп».
Даже когда смартфон заблокирован, он может «прослушивать» вас, определять местоположение, «наблюдать» за вами сквозь камеру. Не зря один из самых технически продвинутых людей в мире, основатель соцсети Facebook Марк Цукерберг уже 7 лет заклеивает камеру на своем ноутбуке.
Что касается ваших личных снимков, то и здесь не стоит рассчитывать на полную конфиденциальность. Телефон «понимает», когда на фото есть что-то, что может заинтересовать работников «центрального сервера», и отправляет им снимок. Это могут быть кадры с разными людьми, действиями, ситуациями, местами… Очень сложно сказать, что именно нужно потребителям этих данных. Да и кто они такие, тоже непонятно.
Не торопитесь отключать свои телефоны! Это не поможет. По словам Игоря Ашманова, каналов слежки настолько много, что перекрыть их все просто невозможно. Главное — не совершать ничего, что могло бы вас скомпрометировать.
Кстати, даже если вы думаете, что выключили телефон, знайте: еще не факт, что это действительно так! Не исключено, что ваш смартфон лишь «сделал вид», будто выключился, а сам в это время продолжает вести за вами слежку. Вы уверены, что заставка выключения — это не обычная анимация, после которой активируется «особый режим наблюдения»?
По словам Ашманова, единственный способ снизить риск слежки — вынуть батарею из телефона. Но, как вы знаете, на большинстве современных смартфонов установлены несъемные батареи. Хм, почему бы это?
Еще один способ — купить «бабушкофон», так как именно его сложнее всего «контролировать извне». Но даже это не гарантирует вам полной безопасности. Как говорится, «даже у стен есть уши»…
Игорь Ашманов
Сам Ашманов пользуется современным корейским смартфоном и даже не заклеивает камеру. По его словам, бояться прослушки и наблюдения стоит только тем, кто как-то связан с незаконными или секретными делами. В основном, это чиновники, представители спецслужб, опасные преступники и крупные бизнесмены.
Личная жизнь простых обывателей сотрудникам спецслужб не особо интересна. Однако не стоит рисковать и использовать телефон в специфических местах и ситуациях, например, в сауне, на деловых переговорах, в спальне, ванной комнате и так далее.
Многие, опасаясь стороннего вмешательства в свою жизнь, начали отдавать предпочтение мессенджерам, но это, по словам Ашманова, не выход. Никто кроме самих создателей не может знать доподлинно, что такие приложения действительно шифруют информацию. Скорее всего, это просто маркетинговый ход.
Но даже если шифрование и существует, возникает ряд дополнительных вопросов. Насколько оно надежно? На каких серверах хранятся зашифрованные данные? Имеет ли кто-то возможность ими распоряжаться? Например, вы знали, что почтовые серверы вроде Gmail могут «читать» вашу личную переписку и затем предлагать рекламу тех товаров или услуг, о которых шла речь в разговоре? Наверняка, вы замечали нечто подобное…
Естественно, за всем этим массивом данных следят не реальные люди, а специальные программы — искусственный интеллект, наделенный способностью лингвистического анализа.
Игорь Ашманов настоятельно рекомендует не выкладывать в социальные сети фотографии своих детей, не участвовать во флешмобах, не делиться своим местонахождением. Родителям IT-специалист советует уделять особое внимание развлечениям детей в интернете. По словам Ашманова, современные «группы смерти», группы романтизации школьных расстрелов или объединений банд несовершеннолетних могут нанести гораздо больший вред, чем какая-либо прослушка.