Самые дорогие бренды мира 2020 года по версии Forbes

Самые дорогие бренды мира 2020 года по версии Forbes


Forbes представляет новый рейтинг 100 самых дорогих брендов мира. Как список изменился за год и как его в следующем году изменит пандемия?

Топ-10. Когда речь идет о стоимости бренда, ведущие IT-компании — безусловные лидеры. В рейтинге 100 самых дорогих брендов по версии Forbes 2020 года первые пять строк занимают те же участники, что и в прошлом году: Первые четыре компании сохранили или увеличили темпы роста стоимости бренда, однако Facebook оказался в отстающих: бренд социальной сети за год подешевел на 21%.

Первая десятка:

  1. Apple — $241,2 млрд (+17%);
  2. Google — $207,5 млрд (+24%);
  3. Microsoft — $162,9 млрд (+30%);
  4. Amazon — $135,4 млрд (+40%);
  5. Facebook — $70,3 млрд (-21%);
  6. Coca-Cola — $64,4 млрд (+9%);
  7. Disney — $61,3 млрд (+18%);
  8. Samsung — $50,4 млрд (-5%);
  9. Louis Vuitton — $47,2 млрд (+20%);
  10. McDonald's — $46,1 млрд (+5%).


Бренды в цифрах:

  • Общая стоимость 100 самых дорогих брендов за год выросла с $2,33 трлн до $2,54 трлн.
  • Больше 50 компаний из топ-100 расположены в США. В числе других наиболее широко представленных стран — Япония (6 брендов), Германия (10), Франция (9) и Швейцария (5).
  • Самая популярная отрасль в рейтинге — IT (20 компаний). Затем следуют финансовые услуги (14), автопромышленность (11) и розничная торговля (8).


Быстрорастущие бренды. Позиции нескольких брендов в ежегодном рейтинге, который учитывает финансовые показатели за предыдущий отчетный год, заметно изменились. Visa поднялась с 25-го на 18-е место, Adidas — с 61-го на 51-е место, а Netflix подскочил с 38-го на 26-е место. Изменилось также положение некоторых производителей товаров роскоши: Chanel переместилась с 79-го на 52-е место, а Cartier — с 64-го на 56-е.

Существенно поднялся в рейтинге Walmart: ценность бренда ретейлера выросла на 12% и достигла $29,5 млрд, в результате чего компания перешла с 26-го на 19-е место. «Walmart активно работает над модернизацией своей системы доставки и старается оставаться конкурентоспособным, — сказала Нордхильм. — Он противостоит Amazon, и это непростой соперник, однако Walmart может постоять за себя. Он легко не сдастся. В некотором смысле Amazon помогает Walmart и вынуждает его повышать планку».

Новички и исчезнувшие. В списке этого года есть несколько новичков: в топ-100 вошли Nintendo, Hennessy, Burger King и AXA. Бренды Phillips, Hewlett Packard Enterprise и Kellogg’s, наоборот, покинули рейтинг.

«Если задуматься, стоимость бренда обладает невероятной устойчивостью, — говорит Кристи Нордхильм, преподаватель маркетинга из Университета Джорджтауна. — Иногда такая устойчивость дает ощущение ложной безопасности, которое может вас подвести. Здесь, как и во всем, что мы сегодня наблюдаем, есть эффект запаздывания».

Отстающие. Некоторые бренды, особенно автомобильные, за год заметно просели. Mercedes-Benz опустился с 17-го места на 23-е, а BMW — с 21-го на 27-е, а Nissan, который годом ранее занимал 81-е место, окончательно покинул рейтинг. В число тех, чьи позиции ухудшились, вошли также банк Wells Fargo (с 42-го места на 69-е) и KFC (с 86-го места на 96-е). Самые заметные убытки понесли легендарные IT-компании вроде GE, HP и IBM, бренды которых подешевели на 14%, 12% и 10%, соответственно.

По словам Тима Кэлкинса, преподавателя маркетинга из Школы менеджмента им. Келлога Северо-Западного университета, стоимость бренда часто падает, потому что компаниям тяжело четко его позиционировать. В результате, компании не выдерживают конкуренции, а падение ценности бренда отражает давление, которому они подвергаются.

«HP — это бренд, который не мог себя определить, — объясняет Кэлкинс. — Лучшие бренды — это бренды с четкой позицией. Когда ваш бренд теряет все отличительные признаки, он почти наверняка окажется в непростом положении на рынке, а его стоимость упадет».

Более старые бренды, сталкивающиеся с молодыми конкурентами, тоже столкнулись с падением стоимости и изменением позиций в рейтинге. Например, Gillette испытывает все большее давление со стороны стартапов, продающих бритвенные принадлежности онлайн: вроде Harry’s (в прошлом году его приобрела за $1,4 млрд Edgewell Personal Care, материнская компания Schick) и Dollar Shave Club, который Unilever купила в 2016 году за $1 млрд.

Бренды после коронавируса. Топ-100 следующего года может выглядеть совсем иначе, поскольку коронавирус и экономический кризис продолжают влиять на самые крупные и самые маленькие компании по всему миру. Однако сейчас ситуация выглядит так, что компании, которые заметнее всего выросли в 2019 году, такие как Amazon, Netflix и PayPal, могут остаться в выигрыше после пандемии благодаря трендам в области онлайн-торговли, стриминга и обработки платежей.

«Люди давно твердят, будто бренды уходят в историю и больше не имеют такого значения в эпоху интернета. Якобы вам не надо доверять бренду, а достаточно почитать отзывы, — сказал Кэлкинс. — Однако мы видим, что бренды остаются невероятно важными и невероятно сильными. Теперь они создают ценность разными способами, но, если взглянуть на эти компании, не остается сомнений в том, что бренды действительно для них значимы».

Методология. Сначала Forbes USA исследовал 200 международных брендов с существенным присутствием в США. На первом этапе определили выручку и прибыль каждой компании до вычета налогов. Затем вычислили средние показатели прибыли до вычета процентов и налогов за последние три года и вычли из прибыли 8% использованного капитала бренда, полагая, что стандартный бренд должен приносить прибыль по меньшей мере 8% от этого капитала.

К этому показателю чистой прибыли применили ставку налога на прибыль, установленную в стране, где зарегистрирована материнская компания бренда. Затем определили долю бренда от этой суммы, учитывая при этом, какую роль бренды играют в своих отраслях. К показателю чистой прибыли бренда применили усредненный мультипликатор цена/прибыль за последние три года, чтобы получить наконец окончательную стоимость бренда. Для частных компаний использовали мультипликаторы прибыли, рассчитанные для сопоставимых публичных компаний.

Перевод Натальи Балабанцевой